Художественная керамика

 

  Художественная керамика – древнейший вид декоративного творчества татарского народа – прошла сложный путь развития. Исчезнув в археологических слоях второй половины XVI века, она возродилась в наши дни – в творчестве современных художников, привнесших в традиционные изделия новые импульсы.

    Глубокие истоки керамической культуры татар, представления о которых можно составить по дошедшим до нас сосудам и фрагментам гончарных изделий волжских булгар и казанских татар периода XV-XVI вв.,

свидетельствуют о высоком уровне ремесла, в котором утилитарные задачи органично переплетались с декоративными. Наряду с бытовой посудой (кувшины, хумы, кумганы, блюда, чернильницы, светильники, игрушки), в мастерских гончаров создавались также облицовочная глазурованная керамика, фигурные кирпичики. Широко распространенными приемами художественной обработки сосудов, повышающими их декоративные свойства, являлись покрытие ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливой и лощение в виде полос, образующих различный рисунок.

    Немногочисленные археологические раскопки не дают полной картины развития керамики в период Казанского ханства. Однако клейма на сосудах свидетельствуют о многочисленных гончарных мастерских. В этот период сохраняются те же виды сосудов и изделий, их характерная «булгарская» цветовая окраска, формы и приемы орнаментации, а также способ украшения сосудов зооморфными мотивами, восходящими в своем генезисе к булгаро-аланской керамике и традициям салтовской культуры. Примечательно, что в новых формообразующих исканиях современных художников это традиционная система выразительности находит свое дальнейшее развитие.

    Творческие и технологические эксперименты современных художников расширили палитру традиционной керамики. Они привнесли в керамику новые функциональные особенности, качественно новые эстетические свойства.

   

 

 В начале 80-х гг. прошлого века в республике появляется новый вид декоративно-прикладного искусства – фарфор. Он зародился на базе промышленного производства – Бугульминского фарфорового завода. Небольшой отряд художников осваивает новый для Татарстана вид керамического искусства и накапливает творческий опыт в условиях серийного производства. Художники создают сервизы, наборы и отдельные предметы из таких видов фарфора как бисквит, неглазурованный матовый фарфор, с подглазурной и надглазурной росписью, применяют в декорирование такие ценные материалы, как кобальт, люстр, перламутр и золото.

    Широк функциональный диапазон изделий: штофы, подсвечники, чайные и кофейные сервизы, наборы для завтрака, декоративная скульптура. В мелкой скульптурной пластике из фарфора появляются жанровые композиции по мотивам татарского фольклора и народных обычаев. Мастера обращаются к мотивам национального орнамента и в массовых изделиях.

     Отдавая дань сегодняшнему времени, современные мастера создают уникальные подарочные образцы. В основном они применяют свободную ручную роспись с использованием мотивов цветочно-растительного орнамента, часто из арсенала татарского народного искусства. Активно используются перламутр и насыщенные цветом росписи из ярких плодов и ягод.

    В последние годы ремесленники усиливают поиски декоративности как средства, помогающего найти собственный художественный стиль. В фарфоре проявляется стремление к индивидуальной образности, использованию национальных традиций, как в самой форме, так и в декорирование.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования