Национальный костюм

    Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII- начале XIX вв. Однако он сформировался на протяжении многих столетий и, несмотря на быстротечность моды и меняющиеся эстетические вкусы, сохранил издавна присущий ему комплекс традиционных элементов. Истоки их уходят в культуру древних племен, составивших этническую основу поволжских татар, что и отразилось в формах национального костюма. Это, прежде всего, свободные рубахи – кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражения и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма.

    Степень рукотворности костюма зависела от характера слагаемых элементов декора: вышивки, ткачества, ювелирного искусства, создающих его гармоничный ансамбль. Огромную роль в татарском костюме, как женском, так и мужском, играли фрагменты золотого шитья, украшавшие головные уборы, камзолы, детали платьев, рубах, платки и покрывала. Татарская женщина вкладывала много творческой фантазии в создание художественного ансамбля костюма. Он входил в состав ее приданого. Комплекс костюма свидетельствовал о сословном, возрастном и семейном положении, об этнической дифференциации среди различных групп татар.

   Костюм – это поистине самобытное и уникальное явление в национальной культуре Татарстана. На сегодняшний день в республике работают немало мастериц, изготавливающие уникальные женские и мужские национальные костюмы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования