Ковроделие

    Ручное ковроделие – старинный народный художественный промысел существует с тех пор, как человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины – ковры, хранящиеся в музейных коллекциях, а также записи географов и историков. Изготовление ковров, в частности безворсовое ковроткачество, занимало ведущее место в искусстве и быту древних кочевых предков татар и сохранилось в творчестве последних как пережиточная форма древней кочевой культуры.

    Безворсовые ковры (келем, асалы палас) ткались на станках и обычно сшивались из двух-трех тканых полотнищ, которые обрамлялись неширокой каймой. Орнамент, как и в закладных изделиях геометрический, составленный из крупных уступчатых ромбов, квадратов и других фигур, ритмическими рядами заполняющие поле ковра и контрастно выступающих на его поверхности в сочетании зелено-голубых и золотисто-желтых расцветок. Ведущие орнаментальные мотивы ковров прекрасно вписывались в одноцветный фон и, по используемый гамме цветов, придавали им особую праздничную декоративность и монументальную торжественность.

    Сейчас многие традиции ковроткачества утрачены. Однако, искусство продолжает существовать в форме народного ремесла среди татарских мастериц в различных районах республики.

    Помимо безворсового, правда в меньшей мере, получило развитие ворсовое ковроделие. Старинные ковры казанских татар до нас не сохранились, однако возможность существования этого промысла в виде организованного ремесла еще в период Казанского ханства, не исключается. Сейчас в республике работают отдельные мастерицы, которые создают ворсовые ковры, как предметы индивидуального творчества.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования