Резьба и роспись по дереву

Бытовая и, особенно, домовая резьба по дереву занимала значительное место в народном искусстве татар.

Татарские резчики использовали как твердые (дуб, береза, клен), так и легкие, мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины. При этом применяли специальные деревообрабатывающие инструменты, остальные изделия вытачивали на токарном станке. Богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявлялись в облике сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек.

Архитектура жилища во многом определила специфику художественного строя искусства резьбы по дереву. Мастера варьировали древнейшую технику трехгранно-выемчатой резьбы с наиболее распространенной у казанских татар техникой накладной контурной и глухой резьбы и с появившейся в конце XIX века пропильной резьбой.

В современных условиях искусство резьбы по дереву применяется в украшении различных деталей и архитектурных форм сельских построек, а также в творчестве профессиональных художников Татарстана. Современные мастера-резчики по дереву расширяют традиционные рамки этого вида искусства. Это шкатулки, резные картинные рамы, настенные тарелки, в которых использованы орнаментальные мотивы «арабесок», ленточные узоры булгаро-татарского орнамента.

В последние годы становится популярным такой жанр как резное оформление наружных и внутренних дверей в зданиях общественного назначения – мечетях, учебных заведениях, учреждениях культуры.

Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера  при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства.

Художественная обработка дерева, в частности, такие виды как резьба и роспись, получила развитие в монументально-декоративной и утилитарно-художественной сущности. Специфика данного вида декоративного искусства состоит в том, что он является преимущественно областью народного творчества, в котором проявился широкий спектр национальных и привнесенных извне традиций.

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования